Миссии советского союза к Венере


В разделе перечилены только успешные миссии СССР, направленные на освоение Венеры.

Траектории полета советских автоматических межпланетных станций к Венере
1 - старт "Венеры-2" 12 февраля 1965 года; 2 - старт "Венеры-3" 16 февраля 1965 года; 3 - полет "Венеры-3" 1 марте 1966 года; 4 - старт "Венеры-4" 12 июня 1967 года; 5 - прилет "Венеры-4" 18 октября 1967 года; 6 - старт "Венеры-5" 5 января 1969 года; 7 - старт "Венеры-6" 12 января 1969 года; 8 - прилет "Венеры-5" 16 мая 1969 года; 9 - прилет "Венеры-6" 17 мая 1969 года



Венера 1

Запуск: 12.02.1961
Первым исследовательским аппаратом, направленным к другой планете, стала советская автоматическая станция "Венера-1", стартовавшая 12 февраля 1961 года. Через три месяца она прошла на расстоянии около 100 тысяч километров от Венеры и вышла на орбиту спутника Солнца. Радиосвязь с этой станцией продолжалась до тех пор, пока расстояние до Земли не превысило 3 млн. км и затем прекратилась из-за выхода из строя бортовой аппаратуры. Основными задачами станции "Венера-1" являлись проверка методов вывода космических объектов на межпланетную трассу, проверка сверхдальней радиосвязи и управления станцией, проведение физических исследований в космосе.

Станция весом 643,5 кг.
Первая Венера представляла собой цилиндрическое тело, увенчаное куполом, суммарно 2 м длинной. Имела две панели солнечных батарей и большую (длинную) антену для передачи сигналов на Землю. Станция была оборудована магнитометром, датчиками радиации и др.
Купол содержал Сферу с советским вымпелом, который по приземлении должен был плавать в предполагаемом океане Венеры.


Венера 3

Запуск: 16.11.1965
В 1965 году "Венера-3" впервые достигла поверхности планеты.

Первый спускаемый аппарат в виде сферы диаметром 0,9 м с теплозащитным покрытием был доставлен космическим аппаратом Венера-3. Станция достигла Венеры в марте 1966 года. Но спускаемый аппарат не передал ни каких данных.


Венера 4

Запуск: 12.06.1967

Венера 4

В 1967 году "Венера-4" впервые осуществила плавный спуск в ее атмосфере и провела непосредственные физико-химические исследования. Был проведён первый в истории сеанс межпланетной радиосвязи (93 минуты).
Космический корабль содержал два термометра, барометр, радио-высотометр, анализатор газов, и два радиопередатчика. Передавал данные о давлении, температуре и составе атмосферы. Но на высоте 24,96 км был раздавлен атмосферой.


Венера 5,6

Запуск: 05.01.1969

Венера 5

Копия аппарата "Венера 4". Основная цель запуска в 1969 году двух станций "Венера-5" - увеличение проникновения в атмосферу Венеры, повышение точности измерений химического состава, параметров атмосферы и соответствующих им высот. Корпус спускаемого аппарата был несколько упрочен, что позволило провести измерения подоблачной атмосферы на более низких высотах (до 19 км над поверхностью планеты).
Вход в атмосферу на парашютах исследовательской капсулы. Капсула проработала 53 мин и была раздавлена атмосферой.

Венера 6 была запущена 10.01.1969 с той же целью, что и Венера 5 - атмосферные исследования. Достигла атмосферы и раздавлена.


Венера 7

Запуск: 17.08.1970
Спускаемый аппарат новой конструкции был создан и вошел в состав станции "Венера-7", которая достигла окрестностей планеты в декабре 1970 года. Ее аппаратура проводила измерения не только во время спуска во всей толще атмосферы, но и в течение 23 минут на самой поверхности планеты. Передал данные о составе атмосферы, температуре различных слоев и поверхности, а также об изменении давления. Условия оказались необыкновенно суровыми: давление достигало 90 атмосфер, а температура - до 500 С; в облачном покрове, окутывающем планету, очень много углекислого газа и мало кислорода.
Получены данные о характере пород поверхностного слоя Венеры.


Венера 8

Запуск: 27.03.1972

Венера 8


Масса станции 495 кг. Автоматической станцией нового поколения, способной проводить более широкий круг научных исследований, стала АМС "Венера-8". С помощью спускаемого аппарата станции "Венера-8" в 1972 году были проведены разносторонние исследования атмосферы и поверхности Венеры. Кроме измерений атмосферного давления, плотности и температуры, были измерены освещенность (на высоте 35-30 км было замечено резкое уменьшение освещения) и вертикальная структура аэрозольной среды, определены скорости ветра на различных высотах в атмосфере по доплеровскому сдвигу частоты радиопередатчика - 1 км/с (ниже 10 км), проведена гамма-спектроскопия поверхностных пород.
Открытие 2,5 м парашюта на высоте 60 км. Впервые состоялась посадка на дневную сторону планеты.


Венера 9,10

Запуск: 08.06.1975, 14.06.1975
Станции нового поколения "Венера-9" и "Венера-10", достигшие планеты в октябре 1975 года. Венера-9 и Венера-10 включают каждый собственно КА и СА. Основной силовой элемент КА - блок баков, на нижнем днище которых закреплены РД, на верхнем - приборный отсек, выполненный в форме тора. В верхней части КА находится переходник для крепления СА. В приборном отсеке размещены системы управления, терморегулирования и др. СА имеет прочный корпус сферической формы (рассчитан на внешнее давление 10 МПа), покрытый внешней н внутренней теплоизоляцией. В верхней части к СА крепится аэродинамическое тормозное устройство, в нижнем - торовое посадочное устройство. В СА установлены приборы радиокомплекса, оптико-механического ТВ устройство, аккумулятор, блоки автома- тики, средства терморегулирования, научные приборы. СА помещен внутри теплозащитного корпуса сферической формы (диаметр 2,4 м), защищающего его от высоких температур на всём участке торможения. В полёте с Венера-9 и Венера-10 было проведено две коррекции траектории. Аппараты стали первыми искусственными спутниками Венеры, а их спускаемые аппараты совершили мягкую посадку на освещенной стороне планеты.
СА вошёл в атмосферу планеты под углом 20-23°. После аэродинамического торможения осуществлялся спуск на парашютах в течение 20 мин (для проведения исследования облачного слоя), затем был сброшен парашют и осуществлен быстрый спуск. СА оснащен комплексом научной аппаратуры, включающим панорамный телефотометр для изучения оптических свойств и получения изображения поверхности в месте посадки; фотометр для измерения световых потоков в зелёных, жёлтых н красных лучах и в двух участках НК лучей; фотометр для измерения яркости атмосферы в ИК спектре и определения химического состава атмосферы методом спектрального анализа; датчики давления и температуры; акселерометры для измерения перегрузок на участке входа в атмосферу; масс-спектрометр для измерения химического состава атмосферы на высотах 63-34км; анемометр для определения скорости ветра на поверхности планеты; гамма-спектрометр для определения содержания естественных радиоактивных элементов в венерианских породах; радиационный плотномер для определения плотности грунта в поверхностном слое планеты.
На станциях второго поколения информация со спускаемых аппаратов передавалась на орбитальный аппарат, а затем ретранслировалась на Землю, что привело к значительному увеличению количества получаемой информации. Впервые были переданы панорамные телевизионные изображения с другой планеты, измерены плотность, давление, температура атмосферы, количество водяного пара, проведены нефелометрические измерения частиц облаков, измерения освещенности в различных участках спектра. Искусственные спутники позволили получить телевизионные изображения облачного слоя, распределение температуры по верхней границе облаков, спектры ночного свечения планеты, провести исследования водородной короны, многократное радиопросвечивание атмосферы и ионосферы, измерение магнитных полей и околопланетной плазмы.
Приземление Венеры - 9 состоялось на расстоянии 2200 км от Венеры - 10. Масса каждого спускаемого аппарата диаметром 2,4 м составляла 1560 кг. И хотя точки посадок аппаратов отстоят друг от друга не очень далеко в масштабе планеты, вид панорам совершенно различен.

На панорамах, составленных из телевизионных изображений, переданных со спускаемого аппарата "Венеры-9" (детали которого попали на передний план), видны выходы коренных пород; развалы камней могут быть результатом смещений в коре и служить подтверждением тектонической активности на Венере. В целом поверхность Венеры - это горячая сухая каменистая пустыня.


Венера 11,12

Запуск: 09.09.1978, 14.09.1978
В 1978 году по межпланетной трассе прошли и достигли заданной цели еще два посланца - "Венера-11" и "Венера-12", основной задачей которых было детальное исследование химического состава нижней атмосферы. Космические исследования показали, что собственное магнитное поле планеты невелико (магнитный момент Венеры не превышает 5 - 10 % магнитного поля Земли).
Венера 11
Посадка заняла 1 час. Скорость приземления была 7-8 м/с. Станция зарегистрировала электрические разряды в атмосфере планеты. Было выявлено 25 ударов молнии в секунду, причем один из раскатов грома продолжался 15 мин. По-видимому, возникновению этих разрядов способствует высокое содержание серной кислоты в облачном покрове.
Венера 12
Станция опустилась на расстоянии 800 км от Венеры 11. Зарегистрировала до 1000 ударов молнии.


Венера 13,14

Запуск: 30.10.1981,04.11.1981

Венера-13, грунтозабор

Один из самых сложных за всю историю исследований Венеры комплексный эксперимент был осуществлен с помощью АМС "Венера-13" и "Венера-14". На спускаемых аппаратах была установлена усовершенствованная аппаратура химического анализа атмосферы (масс-спектрометры, газовые хроматографы, оптические и рентгеновские спектрометры) для исследования частиц облачного слоя. На этих станциях впервые были получены цветные панорамы поверхности планеты. Спускаемые аппараты провели бурение грунта (при температуре 4700 С и давлении у поверхности 93,5*105 Па).
Раскаленный грунт, добытый буровой установкой, транспортировался по сложной системе трубопроводов внутрь прочного корпуса спускаемого аппарата, где был проведен его химический анализ. Анализ позволил определить содержание в грунте окислов магния, алюминия, кремния, железа, калия, кальция, титана и магния. Впервые измерены электропроводность и механическая прочность грунта, а также выполнен простейший сейсмический эксперимент.
Программа атмосферных измерений позволила провести измерение содержания инертных газов и большинства их изотопов, что очень важно для понимания процесса формирования атмосферы Венеры, т. к. большинство изотопов являются реликтовыми, т. е. их содержание не изменялось со времени формирования атмосферы.

Венера-13, ландшафт Венеры

Венера-13, ландшафт Венеры



Венера 15,16

Запуск: 02.06.1983, 07.06.1983
Главной целью космического эксперимента на искусственных спутниках Венеры автоматических межпланетных станциях "Венера-15" и "Венера-16" (1983 год) являлось радиолокационное картографирование поверхности северного полушария с помощью радиолокаторов бокового обзора. Впервые получены радиолокационные изображения северной приполярной области Венеры. На изображениях различаются кратеры, гряды, возвышенности, крупные разломы, горные хребты и детали рельефа размером 1-2 км.
В результате каждого пролета по сильно вытянутым околополярным орбитам снималась полоса местности шириной 160 км и длинной 8 тыс. км. По материалам этих съемок составлен атлас поверхности Венеры, включающий капты рельефа, геологические и другие специальные карты.



Вега 1,2

Запуск: 15.12.1984, 21.12.1984

Вега, приборы астроориентации

Принципиально новые задачи были поставлены перед АМС "Вега-1" и "Вега-2", запущенными 15 и 21 декабря 1984 г. с космодрома Байконур. Обе АМС аналогичны по конструкции и назначению и созданы в Советском Союзе. Научная программа полета станций предложена советскими учеными, научная аппаратура, установленная на них, разработана и изготовлена в рамках международного проекта "Венера - комета Галлея" и предназначена для исследований планеты Венера и кометы Галлея. В создании научной аппаратуры и оборудования АМС "Вега" принимали участие ученые и специалисты СССР, Австрии, Болгарии, Венгрии, ГДР, Польши, Франции, ФРГ и Чехословакии. Научная программа полета состоит из двух основных этапов. На первом этапе АМС исследуют планету Венера, на втором - комету Галлея.

В июне 1985 г. АМС "Вега-1" и "Вега-2" успешно выполнили научные задачи первого этапа исследований. 9 июня 1985 г. от станции "Вега-1" отделился спускаемый аппарат, который 11 июня при входе в атмосферу Венеры разделился на посадочный аппарат и аэростатный зонд. Оболочка аэростатного зонда (диаметр 3,4 м) после его отделения была наполнена гелием, и зонд в течение 46 часов совершал дрейф в атмосфере на высоте около 50 км. К оболочке зонда была подвешена гондола с передающим радиокомплексом и научной аппаратурой, предназначенной для измерений параметров атмосферы и облачного слоя Венеры. Уникальный эксперимент по аэростатному зондированию атмосферы Венеры проводился впервые в мировой практике. Аэростатные зонды, рассчитанные на работу в течение двух земных суток, несли комплекс метеорологических приборов, нефелометр для измерения плотности аэрозоля и индикатор наличия световых вспышек. По сигналам, передаваемым аэростатами на пролетные аппараты и далее на Землю, с помощью 17 наземных радиотелескопов, расположенных на территории СССР, Европы, Северной и Южной Америки, Австралии, Африки, определялись координаты и скорость движения аэростатов. На каждом посадочном аппарате имелся комплекс из девяти приборов для исследования характеристик атмосферы и поверхности Венеры. Осуществление программы АМС "Вега 1, 2" позволило впервые выполнить уникальный эксперимент по прямому измерению скорости ветра в верхней части венерианского облачного покрова.
Посадочный аппарат совершил мягкую посадку на поверхность планеты, где выполнил комплекс научных исследований. В создании научной аппаратуры посадочного аппарата и аэростатного зонда вместе с советскими учеными принимали участие специалисты Франции.
13 июня 1985 г. к Венере подлетела АМС "Вега-2". От нее также отделился спускаемый аппарат, который разделился на аэростатный зонд и посадочный аппарат. Аэростатный зонд снизился на парашюте и дрейфовал в атмосфере планеты на высоте 54 км, проводя регулярные измерения метеорологических параметров.
В дополнение к предыдущим миссиям эта миссия несла еще и ультрафиолетовый спектрометр для измерения незначительных атмосферных элементов (концентрация водных паров). Аэростатные же зонды дрейфовали около 9000 км каждый пока не вышли на освещенную сторону планеты где лопнули.
Посадочный аппарат совершил мягкую посадку на ночную сторону Венеры. С помощью уст.ановленого на нем грунтозаборного устройства на поверхности планеты проведено бурение поверхностного слоя грунта, взятие проб и их анализ с целью определения элементного состава пород в новом районе планеты.
После отделения спускаемых аппаратов АМС "Вега-1" и "Вега-2" прошли на расстоянии, соответственно, 39 тыс. км и 24,5 тыс. км от поверхности Венеры и продолжили полет к комете Галлея.



Hosted by uCoz